На различных уровнях образования реализация инклюзивного подхода строится по-разному, сохраняя преемственный подход. Система работы в начальной школе строится на организации комплексного подхода, командной работы специалистов, в которую помимо учителей начальных классов, физической культуры входят педагог-психолог, социальный педагог. Обучение осуществляется в классе – комплекте и инклюзивно. Специалисты работают как с целым классом, так и с мини-группой, индивидуально, наблюдая, как проявляют себя дети на уроках, консультируют учителей, проводят экспресс-диагностику. Все специалисты применяют в своей работе принципы поведенческого анализа.
Сентябрь является диагностическим месяцем, когда специалисты службы ППк наблюдают за детьми на уроках и переменах, после этого проходят заседания консилиума и для каждого ребенка, который в этом нуждается, разрабатывается план коррекционных занятий, групповых или индивидуальных, индивидуальный образовательный маршрут. Плановые консилиумы собираются 1 раз в четверть для обсуждения результатов, необходимой корректировки, выработки плана работы.
В 5-9 классах модель сопровождения детей с особыми образовательными потребностями основана на технологии разноуровневого обучения. Дети с ОВЗ обучаются в обычном классе с нормотипичными детьми. Понимая, что социальная адаптация детей с ОВЗ напрямую связана с их трудностями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками и жизненными критериями, коллектив школы огромное внимание уделяет развитию их готовности к ориентации в разных жизненных ситуациях, профессиональному самоопределению.
Большая работа в этом направлении проводится в рамках реализации учебного предмета «Профильный труд». Занятия внеурочной деятельности, факультативный курс «Мир профессий» призваны актуализировать процесс социальной адаптации посредством специальной организации их деятельности.
Детям с ограниченными возможностями здоровья
Адаптивные программы дополнительного образования, секции и кружки
Свяжитесь с нами через форму обратной связи
Меры поддержки
Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе
В школе работают специалисты службы психолого-педагогического сопровождения: педагог-психолог, социальный педагог.
Психолого-педагогическая служба школы осуществляет психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, в том числе обучающихся с ОВЗ, на протяжении всего периода обучения. Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). Задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса: - «сотрудничество» с ребенком в решении актуальных задач его развития, обучения, социализации (учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения психо-эмоциональной, эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
- предупреждение возникновения проблем личностного развития обучающихся;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) всех участников образовательного процесса;
- психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Основными направлениями работы психолого-педагогической службы по психолого-педагогическому сопровождению являются:
1.Диагностика (индивидуальная и групповая (психологический мониторинг)).
2. Психолого-педагогическая профилактика.
3. Психолого-педагогическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.
4. Психологическое консультирование участников образовательного процесса (индивидуальное и групповое).
5. Коррекционная и развивающая работа (индивидуальная и групповая).
6. Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов сопровождения образовательного процесса школы).
Содержание деятельности психологической службы находится в двух плоскостях - обязательных видах деятельности и дополнительных. Специалисты психолого-педагогической службы обеспечивают психологическое сопровождение участников образовательного процесса.
При наличии запроса со стороны педагогического коллектива, администрации, родителей (законных представителей) психолого-педагогическая служба осуществляет дополнительные виды работ, либо переадресовывает обратившихся с запросом в соответствующие службы.Специалисты школы активно сотрудничают с муниципальными службами.
Психологическая служба предоставляет исчерпывающую информацию о том, где и как можно получить необходимую психолого-педагогическую услугу.
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В школе ведется систематическая работа по созданию и совершенствованию доступной среды. При входе в школу имеется вывеска с названием, графиком работы, планом здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, контрастная полоса ярко- жёлтого цвета с рельефными узкими полосками. В школе обучены работники, на которых административно-распорядительным актом возложено оказание инвалидам помощи при предоставлении различных услуг, в том числе предоставление услуги сопровождением инвалида по территории объекта работником школы.
Развивающая предметно-пространственная среда организована в кабинете психолога. Для обучающихся с ОВЗ с умственной отсталостью на этапе начального образования имеется необходимые дидактические материалы. В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы для стимуляции тактильного, зрительного, слухового восприятия – это яркие, необычные, интересные пособия, изготовленные своими руками, наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок. В кабинете выделены: учебная зона – обеспечивает место проведения занятий,коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др.) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности обучающихся. Выделен уголок природы.
Обучающиеся с ОВЗ общаются со сверстниками, что способствует их активной социализации. Для занятий физической культурой, используется спортивный зал с необходимым оборудованием, открытые спортивные площадки. С целью участия и погружения обучающихся с ОВЗ в культурно-массовую жизнь школы используется актовый зал.
При организации инклюзивного образования на этапе основного общего образования обучающиеся с ОВЗ совместно со сверстниками пользуются всем имеющимся оборудованием для организации учебного процесса. Для всех обучающихся с ОВЗ разработаны адаптированные программы учебных предметов. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию ребенка с ОВЗ.